Я пришел на завод в 1985-ом году, молодой специалист после радиотехнического факультета Львовского политехнического и попал в отдел сопровождавший в производстве вычислительные машины для зенитно-ракетного комплекса С300. Мой товарищ и одногрупник
Владимир Опока попал в соседний отдел по бортовым вычислителям. Была заря компьютерной эры, перспективное и интересное направление, нетоптаная целина. Родилась идея сделать ПК, просто так, из-за интереса. Дома по вечерам стали чертить схемы, разрабатывать конструкцию. Будет ли он домашним, игровым или, как сейчас говорят, профессиональным еще и сами не знали. Концепция была определена практически изначально: - CGA графика, ВМ80 прцессор, модульная конструкция с перспективой расширения, выжимания максимума из скудного процессора (клавиатура по прерываниям, аппаратная регенерация памяти с максимально прозрачным доступом). Что такое НГМД тогда слышали, но живого в руках не держали, даже не знали как он крепится в корпусе не говоря уже о электрических спецификациях. Но это было только начало. Ни литературы ни живых компьютеров не было, только обрывки информации переданные из уст в уста. По ночам после работы макетировали прямо в отделе, за ширмочкой. Начальник отдела
Партыка Роман Григорьевич с пониманием относился к энтузиазму и помогал доставать нужные микросхемы и т.д. Три корпуса нам по чертежам выклеили из белого полистирола на «Электроне» в макетной мастерской, а еще один выфрезеровали из оргстекла в 7-ом цеху, всех их мы потом покрасили в черный типа металик, а наш художник на передней панели надписи кисточкой нарисовала – вышло супер, как фирма. Были периоды, что за проходную не выходили по несколько суток (и здоровья же хватало, днем в цеху со шкафами, ночью за ширмочкой с паяльником, затем опять день в цеху со шкафами и военпредами затем …. Ну, в общем так он рождался. О существовании ПК-1 «Львов» тогда еще и не слышали. К нам тогда примкнул программист
Миша Школьник, без него мы бы нифига стартовую прошивку бы даже не написали бы. Он ее родил (этих РФ-ок перепалили где то с ведро). Так же к нам присоеденилась
Лилия Карабет – цеховой технолог, и учила нас как и чем клеить, каким припоем паять, какие провода использовать. Без нее так же ничего бы не получилось. Но когда он заиграл стартовую мелодию, мы прыгали по столам среди ночи от радости. К этому моменту на завод принесли схему (на миллиметровке переэренная копия), макет и РФ2 ПЗУхи от ПК-1 «Львов». Тогда я узнал, что не только мы стремимся что то изобрести новое, а есть еще люди-энтузиасты
Володя Пуйда (мы тогда еще не были знакомы). Изначально мы как бы играли в разных весовых категориях: - мы делали что то ближе к рабочему компьютеру, а политех пытался чисто домашний моноблок делать. В этот период обьявили конкурс среди молодых разработчиков и специалистов – «Приз признания», Москва, ЦК ВЛКСМ, программа «Взгляд». А чего?, подумали и подали заявку на участие, хотя даже и не надеялись. Подали и забыли. А тут приглашают. Оформили командировки и с Мишей Школьком взяв одного из первенцев (их мы сразу делали четыре, ну типа каждому по компьютеру

) в чемодан поехали в Москву. «Голубой зал» «Комсомольской правды», кинокамеры, ведущие «Взгляда» - круто! Ну и конкуренты: «Микроша», «Ириша», 06Ц «Вектор», еще кто то уже и не помню. Выставились, включились (заработало сразу, хотя это была зима и чемодан с компом и Мишей удачно грохнулся на ледике на ступеньках, думали капец, все рассыпется). Ну рассказали, показали, попросили повынимать платы(модули) рассмотреть поближе. Затем обьявляют – среди всех ПК мы первые, в общем зачете вторые после разработчиков установки порошковой металлургии. Нифига себе, чуть не упали. Приз – две путевки в Японию на Экспо 88. (Вырезка из газеты «Комсомольская правда» как раз то что Вы выкладывали). Думали, какая там Япония, мы же невыездные. Я как раз с Балхаша только вернулся. Ничего, пустили.
Ну сразу после приезда из Москвы меня назначили начальником КБ, нас практически сразу всех в это КБ перевели и параллельно поручили запустить в производство ПК-1 «Львов». Так мы познакомились с Володей Пуйдой. Молодые, амбициозные: - понадували щеки, пальцы «веером», ну типа кто круче (Шварцнегер и Сталлоне прямо). Хотя к этому времени у нас уже был готов контроллер гибких дисков и СР/М уже была полностью подшлифована. Давай прятать друг от друга свои наработки. Пацанва одним словом. Но работа – есть работа, проанализировали схему, нашли места где можно и нужно сделать по другому (синхронизировать работу видео с процессором, сделать один задающий генератор, полностью перетрассировать плату, распаять прямо на плате «подпорочные» резисторы вместо заглушки ну и т.д.). Схему переделали, доработали. Плату пришлось растрассировать за одну ночь (особенности нашего завода, - 9-ым бабам за месяц родить ребенка). Платы к этому времени мы и правда наловчились делать здорво, всю практически логику, рассыпуху мы уместили в половину площади самой платы (хотелось выпендрится), а на утро ее сразу давай в серию. Мои доводы, что нарисованное не всегда полностью рабочее не принимались, - сразу давай 1000 штук, без макетирования, проверки. Обошлось, там по-моему только одну или две перемычки пришлось допаивать. У себя в КБ создал группу инженеров, сопровождавших ПК-1 «Львов» в производстве, готовили всю документацию. Помню постоянной «зубной» болью было «Руководство по эксплуатации», сказывалось несоответствие наших правил и законов с реалиями. Клавиатура – это вообще отдельная история (как вспомню эти выстреливающие кнопки). Привез я нашим конструкторам кнопку от нормальной клавы, - посмотрели, покрутили – неее, мы такое лет пять будем осваивать и не факт что она будет кнопкой да еще со щелчком. Ношел с подачи тогдашнего зам.министра
Куценко Г.П. институт осваивающий производство контактных пленок (таких как сейчас во всех клавах стоят), но они только пробовали, контакты неконтачили, расклеивались но в общем - это было уже что то близкое к нашим возможностям.
В это же время к нам в КБ я «переманил» программиста из НИРТИ
Самокиша Сергея – уникальный программер, столько всего сделал и для «Фобоса» и для «Львова». С «Фобосом» тогда было проще CGA графика 320х200 и 640х200 точек (против 256х256 у «Львова», круг получался на экране круглым е не овалом) позволяли напрямую использовать графические файлы из PC/XT, а их у меня уже было аж три штуки, успешно работали утилиты из СР/М (трансляторы-компиляторы). Преределали конструктив корпуса, горизонтальные платы плохо охлаждались, вентиляторов (кулеров) то не было, а вентилятор от осциллографа гудел как старый Запарожец. Так родился корпус башня. Вертикально расположенные платы-модули (их формат мы так же изменили, взяв за стандарт размер ЕС1840, думали он будет стандартом для всех), блок питания уже импульсный (первая версия до 100 Вт мощности) стоял за передней панелью ну и дисководы внизу, аж две штуки. Затем и его доработали, сделали повыше, блок питания уже в корпусе РС стандарта перекочевал вниз сзади за дисководами (кстати, вертикальных корпусов то на то время по моему и не существовало, это было что то вроде нашего ноу-хау). В таком виде он и пошел в производство. Тогда заказчиком выступил один НИИ из Москвы, они на его базе делали тренажеры для летчиков (нас тогда еще «припрягли» разработать аналоговый джойстик, графический планшет еще ряд девайсов, которых мы в глаза никогда не видели). В бытовуху с ним не получалось из-за цены а без дисковода с касетником да с телевизером – это как из пушки по воробьям, он был неинтересен во первых нам самим. Самокиш вместе со Школьником работали как кузнечный пресс, выдавали нагора столько интересного, сделали некое подобие Нортон Командера, переписали РС-шные игрушки (диггера только неуспели дописать) а самое главное, научили «Фобос» читать MS-DOS-овские диски, соответственно вся графика, текстовые файлы и электронные таблицы стали открываться. Но все это нас уже не впечетляло, мы тогда уже четко понимали – без полной программной совместимости компьютер – это мертворожденное дитя. Володя Пуйда это тоже понимал, не тягаться ПК-1 «Львов» со «Спектрумом» и «Атари», оба наши взгляда тогда падали на Z80, но нам его не разрешали применять – импорту не должно быть, только наше, родное хоть и фиговое. Для нас был путь ясен – MS-DOS совместимая машина.
Так зачался ПК-03. Концепция – материнская плата на ВМ86-ом процессоре, на первых порах наш СGA адаптер, 250-300 Вт блок питания (по своему уникальная разработка), аппаратная регенерация ОЗУ, контроллер шины 16 бит в 8 бит в обе стороны, котроллер параллельного и последовательного портов на материнке и моя давняя мечта – планки памяти (по 8 штук РУ5 или РУ7, правда на разъемах от телевизоров, ну небыло у нас рядных разъемов с мелким шагом). Со схемотехникой проблем особо не возникало (кроме последовательного порта, не было у нас ихнего контроллера, пришлось колхозить). Проблема была и с ихними разьемами ISA, у нас таких не было, да еще и дюймовый шаг. Для опытов нам привезли их с десяток из самих штатов в надежде освоить их производство. Всерьез занялись видеоадаптером, у них уже вовсю EGA использовался, даже VGA стал появляться. Придумали ход, разместить на видяхе свой процессор (это в 1989 году), который бы взял бы на себя прорисовку обьектов, их движение по экрану (здесь мы применили многостраничную память, основную и восемь «слоев» для движущихся обьектов, движение которых делалось аппаратно, а основная память была из расчета эмуляции 3х3 экрана, по которой аппаратно плавал как бы реальный экран). Но до полноценного EGA все равно добраться не получалось. Правда в Нортон Командере наш комп показывал 120% от PC/XT, думаю это за счет полноценной 16 битной шины и аппаратной, «прозрачной» регенерации памяти, без останова процессора. В общем, реальных было две штуки с CGA адаптерами, дисководами но без хардов, хотя импортный контроллер (один из трех) нормально работал, двум другим что то не нравилось в нашем БОИСе. Затем начались лихие 90-ые, я ушел с завода как и остальные ребята подались бизнесовать, стали все директорами разных малых предприятий а все наработки, комплектующие, готовые образцы так и оставили (три ящика конденсаторов КМ, таких зелененьких по 1000 шт. в ящике

) Что и как с ними – не знаю. То что 300 шт. НГМД раползлись по рукам это точно.
В целом, эти модели ПК «Львов» и «Фобос» были абсолютно разными, не конкурирующими между собой (это сейчас понятно, тогда это не всем было понятно). «Фобос» так и не стал бы бытовым (видеоприставкой к телевизору) а «Львов» профессиональным, Работали над ними фактически одни и те же люди, причем работали честно, что называется халявы не гнали. От начальства регулярно получали, ну это было правило такое у нас всех.
Еще хочу добавить, у нас был завод, где никто не понимал, что такое разработка, макетирование, отладка, переделка. У нас считалось так – нарисовал схему, - все в производство. А она нифига не работает. Все – уже получаешь, что так долго, сколько можно, вы уже целую неделю разрабатываете контроллер, а он не пашет как надо, мы уже несколько сот плат сделали. Ну и т.д.