PC-01 Lviv
http://pc01.lviv.ua/forum/

Львов vs other 8 bit
http://pc01.lviv.ua/forum/viewtopic.php?f=4&t=56
Page 1 of 3

Author:  liberation [ 22 Nov 2011, 23:38 ]
Post subject:  Львов vs other 8 bit

Вынесено из темы Інтерв'ю із Пуйдою В. Я. +переклад російською
Quote:
Тоже очень интересно. Не видел этого и конечно не знаю, кто формировал рекламный текст. Но думаю, что эта реклама привлекла многих радиолюбителей, разработавших в инициативном порядке большое количество различного вида ПО для ПК-01. Приятно.
К сожалению, никого она не привлекла. Сейчас это особенно ясно видно, когда возникли ресурсы поклонников старых ПК. Если сразу вынести за скобки Спектрум, то радиолюбительскими ПК были "Орион-128" (журнал "Радио"), "Специалист" ("Моделист-конструктор") и "Вектор 06ц" (поддержки центральной и республиканской прессы он не имел, но за ним стояла кипучая энергия разработчиков). А наш "Львов" умел основной аудиторией либо школьников-студентов (родители подарили), либо случайных пассажиров из числа тех людей, кто хотел опробовать ЭВМ, но мало что в этом понимал - рядовых потребителей, словом. Радиолюбителей были считанные единицы, что и сказалось довольно быстрым закатом "Львова".

В 90-е я много читал журналы типа "Радио", "Радиолюбитель", "Наука и жизнь" и т.д.и т.п. и могу откровенно сказать, что публикаций по "Львову" в тематической прессе не было вообще. Никто и ничего. Ни строчки кода, ни миллиметра схем. Максимум - в разделе объявлений об обмене ПО. Такие вот дела. Хотя можно заметить, что такова судьба не только "Львова", но машин а ля "Корвет" - наших ответов MSX (Сура, Хобби, Башкирия), которые тоже распространялись при гос.поддержке и через оф.структуры, а потому были доступны неискушенному потребителю. И сейчас "Орионы", "Векторы" и те же БК0010 до сих пор поддерживают, постоянно что-то к ним придумывают и прикручивают, даже реинкарнируют на современной элементной базе, а "Львов" забыт, среди труЪ радиолюбителей о нем все больше презрительные отзывы - казус, мол, а не машина, представляет сугубо коллекционный интерес. Ну, или еще детальки можно повыпаивать под свои нужды.

Но, к счастью, есть оборотная сторона: вчерашние школяры-студенты выросли, а потому звучат и добрые слова о "Львове", поминают его как машину, некогда скрасившую детский досуг, а то и давшую путевку в жизнь. :)

Author:  Володимир [ 23 Nov 2011, 00:13 ]
Post subject: 

Спасибо за добрые слова. Но откуда и почему тогда взялся этот форум?

Author:  Kucher [ 23 Nov 2011, 10:13 ]
Post subject: 

Форум появился благодаря тем, кто помнит "Львов".
Нас конечно не так много как бывших владельцев ZX, но мы выросли на этом ПК. Многие стали программистами или получили необходимые азы именно потому, что когда-то купили ПК-01.
У ZX был существенный недостаток по сравнению с "Львов": на "Спекки" было написано очень много игр и программ. Причём некоторые - очень высокого уровня. А на "Львов" - это была "не паханная целина".
Я сомневаюсь что вообще бы стал разбираться в Ассемблере или сидеть с паяльником, не купи мне отец "Львов". Да, были потом и Спектрумы и PC. Но "Львов" был первым.

Так почему бы и нет. Почему бы не вспомнить о том, кто эту память заслужил.

Author:  Zelya [ 23 Nov 2011, 10:47 ]
Post subject: 

Quote:
У ZX был существенный недостаток по сравнению с "Львов": на "Спекки" было написано очень много игр и программ. Причём некоторые - очень высокого уровня. А на "Львов" - это была "не паханная целина".
Я думаю, скорее наоборот, это было явное преимущество. Много людей ушло с Львова на Спектрум именно из-за этих игр. А там уже, воодушевленные профессиональным качеством творили свое.

Author:  Kucher [ 23 Nov 2011, 11:05 ]
Post subject: 

А сколько ZX таким образом породил игрунов?
Я говорю о недостатке с точки зрения познания, стремления к неизведанному. На "Спектрум" уже была сформирована своя база ПО, более чем достаточная. Да и разработческие ниши были заняты. Модификаций была просто уйма.

Author:  liberation [ 23 Nov 2011, 11:13 ]
Post subject: 

Quote:
Я думаю, скорее наоборот, это было явное преимущество. Много людей ушло с Львова на Спектрум именно из-за этих игр. А там уже, воодушевленные профессиональным качеством творили свое.
Да, я помню, как доставал Дениса требованиями добавить видеорежим совместимости со Спектрумом. Ведь сидели как в гетто, гетто, гетто! Варились в собственном соку. А Денис думал про винчестер для "Львова" - так, мол, намного удобней будет работать! Удобней. Только ради чего?

Такие вот экзистенциальные проблемы выбора раздирали тогдашнее сообщество львовистов. :lol:

Author:  Kucher [ 23 Nov 2011, 11:35 ]
Post subject: 

Какой смысл было делать совместимость если к тому моменту с ZX, при желании, можно было перегнать на "Львов" почти любую игрушку - в 10 минут. :)
Вот винчестер подкинуть - это да! Но увы, не свершилось.

Author:  liberation [ 23 Nov 2011, 11:42 ]
Post subject: 

Quote:
Какой смысл было делать совместимость если к тому моменту с ZX, при желании, можно было перегнать на "Львов" почти любую игрушку - в 10 минут. :)
Как человек, занимавшийся перегонкой, могу ответственно заявить - хрена собачего за 10 минут, прошу прощения за мой французский. Неделя как минимум. Потому что мало было перегнать, надо было еще протестировать. Потому что всякие приколы могли быть. Помню, как подвис "Rex-2" c дальнейшим разрушением содержимого ОЗУ. Был шок с дальнейшим ручным просмотром ячеек системного ОЗУ Спектрума. А вдруг прошел какой-то системный вызов? А вдруг задействована недокументированная фича Спектрума? Бага тогда так и не воспроизвелась. Но в голове осела. Да что говорить - много приколов было! Если все так легко перегонялось, то почему так мало было перегнано?

Author:  Kucher [ 23 Nov 2011, 13:35 ]
Post subject: 

Потому что поезд уже ушёл.
"Львов" эмулировал экранное ОЗУ ZX и при этом успевал строить собственное, при этом ещё его и масштабируя; можно было пойти по пути Тарасова и написать какую-то спец. утилиту для перегонки. Тогда действительно всё было бы очень быстро. Только этим всерьёз никто не занимался, был общий мандраж и ощущение восторга от новых возможностей; игрушки - дело десятое, ибо всё перегонять смысла не было точно.

"Львов" был тем и хорош, что обладал некой индивидуальностью.
Я бы например не хотел чтобы из него сделали ещё один "псевдо ZX".

Можно было пойти ещё дальше, о чём уважаемый Владимир уже упоминал - о более мощной элементной базе. И тогда не надо было ни в чём копаться, можно бы было просто эмулировать весь ZX. К сожалению такая хорошая идея так и не была осуществлена, хотя на неё действительно стоило потратить силы.

Author:  a99 [ 23 Nov 2011, 15:16 ]
Post subject: 

Самое главное, что "изначальный", немодифицированный "Львов" был прост для изучения. Программист, даже если это 16-летний пацан, мог за разумное время с нуля досконально изучить все возможности и средства, предоставляемые платформой. Ну, и творить в удовольствие...

Сейчас при необходимости изучить какой-либо новый фреймворк вдогонку к нескольким уже изученным и видя толщину книг, которые было бы неплохо прочесть, прежде чем вступить на новое поле, усеянное граблями, долго морально готовишься к такому подвигу... но самое обидно случается, когда через год-полтора освоенный фреймворк оказывается заброшенным компанией-владельцем или сообществом, и срочно нужно перепрыгивать на что-то другое, не менее монструозное.

Author:  Kucher [ 23 Nov 2011, 15:26 ]
Post subject: 

Quote:
новое поле, усеянное граблями
:lol:
Я помню как мне пришлось влезть в Visual Basic, PHP или FreeBSD... да, если сравнить кол-во тонкостей, недокументированных глюков, то "Львов" был просто сказкой.

Author:  liberation [ 23 Nov 2011, 15:32 ]
Post subject: 

Quote:
"Львов" эмулировал экранное ОЗУ ZX и при этом успевал строить собственное, при этом ещё его и масштабируя; можно было пойти по пути Тарасова и написать какую-то спец. утилиту для перегонки. Тогда действительно всё было бы очень быстро. Только этим всерьёз никто не занимался, был общий мандраж и ощущение восторга от новых возможностей; игрушки - дело десятое, ибо всё перегонять смысла не было точно.
Не верю свои глазам. "Львов" с 5 МГц с трудом поспевал за Спектрумом с 3.5 МГц, так что серьезно говорить об эмуляции экранного ОЗУ не приходилось. Мной лично была опробована эта методика на примере Dizzy 3.5. Результат был так себе. И при этом не было и речи об эмуляции области атрибутов Спектрума - никаких цветов, никаких эффектов. Просто перебрасывалось содержимое ОЗУ. Так что слова о масштабировании - это что-то за гранью моего опыта. В каких программах это использовалось? Может, с примерами мне легче будет уловить суть написанного.

Author:  liberation [ 23 Nov 2011, 15:34 ]
Post subject: 

Quote:
Самое главное, что "изначальный", немодифицированный "Львов" был прост для изучения. Программист, даже если это 16-летний пацан, мог за разумное время с нуля досконально изучить все возможности и средства, предоставляемые платформой. Ну, и творить в удовольствие...

Сейчас при необходимости изучить какой-либо новый фреймворк вдогонку к нескольким уже изученным и видя толщину книг, которые было бы неплохо прочесть, прежде чем вступить на новое поле, усеянное граблями, долго морально готовишься к такому подвигу... но самое обидно случается, когда через год-полтора освоенный фреймворк оказывается заброшенным компанией-владельцем или сообществом, и срочно нужно перепрыгивать на что-то другое, не менее монструозное.
Действительно прост. Но как жалко, что не платят зарплату за программирование на "Львове". Не ценят святую простоту... :lol:

Author:  Kucher [ 23 Nov 2011, 15:50 ]
Post subject: 

Quote:
Quote:
"Львов" эмулировал экранное ОЗУ ZX и при этом успевал строить собственное, при этом ещё его и масштабируя; можно было пойти по пути Тарасова и написать какую-то спец. утилиту для перегонки. Тогда действительно всё было бы очень быстро. Только этим всерьёз никто не занимался, был общий мандраж и ощущение восторга от новых возможностей; игрушки - дело десятое, ибо всё перегонять смысла не было точно.
Не верю свои глазам. "Львов" с 5 МГц с трудом поспевал за Спектрумом с 3.5 МГц, так что серьезно говорить об эмуляции экранного ОЗУ не приходилось. Мной лично была опробована эта методика на примере Dizzy 3.5. Результат был так себе. И при этом не было и речи об эмуляции области атрибутов Спектрума - никаких цветов, никаких эффектов. Просто перебрасывалось содержимое ОЗУ. Так что слова о масштабировании - это что-то за гранью моего опыта. В каких программах это использовалось? Может, с примерами мне легче будет уловить суть написанного.
В музыкальных демках. Цвета конечно не передавались, только чистый ЧБ массив через команды блочного копирования Z-80. Правда лично я не пробовал делать то же самое с игрушками, но демки таким образом перегонялись на ура . Почему-то твёрдо запомнилось, что "Львов" это успевал. Может Ктитарёв находил способ или Скачков: я не помню точно как это делали, можно расковырять какую-нить демку из образов что я выкладывал и поглядеть.

Author:  liberation [ 23 Nov 2011, 16:01 ]
Post subject: 

Quote:
В музыкальных демках. Цвета конечно не передавались, только чистый ЧБ массив через команды блочного копирования Z-80. Правда лично я не пробовал делать то же самое с игрушками, но демки таким образом перегонялись на ура . Почему-то твёрдо запомнилось, что "Львов" это успевал. Может Ктитарёв находил способ или Скачков: я не помню точно как это делали, можно расковырять какую-нить демку из образов что я выкладывал и поглядеть.
Да вроде бы никто кроме Сергея Нежельского демками не занимался на "Львове". Я пробовал адаптировать две части из "Лиры". Но там была именно классическая адаптация с разбором кода, переписыванием, попытками сделать аналоги эффектам оригинала, если возникали серьезные трудности. В общем, тут как в том анекдоте: вскрытие покажет. Демки Сергея нам доступны. :lol:

Page 1 of 3 All times are UTC+03:00
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Limited
https://www.phpbb.com/