Источник
Автор: Олег Долгарев
Что такое "Dvasoft"? Сначала эта фирма претендовала на то, чтобы стать своеобразным центром разработки и распространения аппаратных и программных разработок для ПК "Львов", "Орион-128" и вроде бы "Вектор-06ц" на территории России и Украины. Авансы в рекламных объявлениях раздавались шедро: собственное ежемесячное издание (информационный бюллетень), не только разработка собственного программного обеспечения (игрового прежде всего), но и продвижение разработок других авторов, внедрение собственного контроллера дисковода и д.р. Всего уже и не упомнишь.
Теперь я расскажу о том, как все это работало на самом на деле. Начну с пресловутого контроллера дисковода. Он был реализован на основе спектрумовской схемы, однако поддерживал только одинарную плотность записи, что поначалу нельзя было считать недостатком, поскольку это был максимум для "Львова" с процессором i8080. В качестве операционной системы поначалу использовалась ОС Хамелеон 5.5, авторства Алексея Мамонтова. Скажу сразу, что всей схемы распространения этого контроллера я уже не помню. То ли фирма продавала комплект схем и комплектующие для последующей самостоятельной сборки, то ли торговала уже собранными и оттестированными устройствами - всё это напрочь позабылось, да и сейчас не так уж и важно. Потому что в любом случае все рано или поздно упиралось в деньги. Стоила "дискофикация" ПК-01 "Львов" порядка 30-40 у.е. Жители города Харькова, где располагалась штаб-квартира братьев Данюков, могли приобрести товар лично, а всем остальным предлагалось выслать необходимую сумму тем или иным способом - либо переводом, либо бандеролью, а для самых отчаянных - письмом. Поскольку время в первой половине 90-х (речь идет о 93-94 годах) было суровым, Украину терзала гиперинфляция, то предпочтение отдавалось суммам сразу в у.е., по беспроигрышному курсу 1 у.е. = $1. Что, кстати, само собой вскоре отбросило возможность переводов, наиболее контролируемого тогда вида платежей. В итоге, люди на свой страх и риск слали доллары, изобретая всевозможнейшие ухищрения, чтобы работники почты во время пересылки не "прошмонали" бандероль или посылку. Надо признать, что страх перед грабежом на почте тогда был велик и повсеместен, по неизбежности такая возможность воспринималась наравне с природным катаклизмом. Но вот все отправочные хлопоты оставались позади, и тогда только и оставалось, что каждодневно терпеливо заглядывать в почтовый ящик на предмет долгожданных почтовых извещений или иных каких вестей. Вот только заглядывать можно было очень долго, потому что в ответ из "Dvasoft" зачастую ничего не слали... Не скажу, что так происходило всегда, но во многих случаях события развивались именно таким образом. В целом, как я догадываюсь, фирма "Dvasoft" функционировала по такому незатейливому принципу: если не был исключен вариант непосредственного физического контакта с заказчиком, то все обязательства строго исполнялись, а вот если заказчик жил где-то вдалеке, откуда до ближайшей железнодорожной станции три для на конях по степи скакать, да еще и писал свои заказы трогательными детскими каракулями, то тогда... тогда становились возможны всякие варианты! Конечно, после в адрес "Dvasoft" летели стаями исполненные гнева письма, многие не раз тяжело дыхали в телефонную трубку, снова и снова пробуя вызвонить предприимчивых братьев (точно не помню, но вроде бы именно в этом случае для контактов использовался номер какой-то левой якобы рекламной конторы), но проку все равно было мало. Кто-то мне говорил, что благодаря столь своеобразному подходу к ведению коммерческой деятельности братья Данюки уже через годик смогли прикупить себе 486-ю машину, после чего напрочь позабыли мир домашних советских ПК. IBM PC 486 - для 94-го года это был несомненный и явный "успех".
По такому же алгоритму шла торговля программным обеспечением. Надо сказать, что в данном случае я могу обратиться к собственному опыту, поскольку единожды не устоял перед соблазном, таки заказал у братьев их авторский софт. Дело закончилось своеобразно : заказ я все-таки получил, но 1) спустя несколько месяцев после истечения всех мыслимых сроков, 2) на безбожно заезженной кассете неведомого производителя, 3) считать с которой после всех усилий удалось только около половины программ, 4) и причем не одна из них не совпадала с заказанным мной перечнем... Но это я еще легко отделался! Ведь не с пустыми же руками остался. Для снятия драматизма отмечу, что интересовавшие тогда меня программы удалось после приобрести без каких-либо проблем у Алексея Мамонтова.
Здесь следует сказать несколько слов об играх "Dvasoft". Как я понимаю, фирма торговала как собственными разработками, так и программами, купленными у других авторов. Сразу скажу, что не знаю, как действовал этот механизм на практике. Однако программы существовали. Пусть их и было меньшее число, чем щедро рекламировалось в информационных бюллетенях. Большая часть из них писалась по мотивам популярных спектрумовских игрушек. Несомненных хитом братьев Данюков была "дословная" конверсия со Спекки игры
"Rockman", за что им честь и хвала, поскольку игра, бесспорно, удалась на славу. Еще стоит отметить игру
"Putup", еще одного "пришельца", но уже из мира ПК "Вектор-06ц", хотя, чего скрывать, оригиналу она по качеству исполнения значительно уступала (про исходную версию для MSX вообще не вспоминаем). Еще была игра "Tunnels of Doom", серьёзно смущавшая некоторых людей словом "Doom" в своем названии. Помню, что когда я написал ее продолжение, то меня даже спрашивали, уж не легендарный ли "Doom" я адаптировал для "Львова"... К этим несомненным - как по меркам "Львова" - хитам прилагалось несколько откровенно незатейливых игрушек, которые если что хорошо и делали, так это "нагнетали аппетит" у читателей информационных бюллетеней и каталогов реализуемого фирмой софта; а вот об их играбельности тактично умолчим.
Спустя некоторое время последовала вторая волна игровых новинок от братьев Данюков, где особо стоит отметить две игры -
"Seymour" и
"Heartbroken". По сути это были вариации на тему одноименных спектрумовских игр, по крайней мере о
"Seymour" это можно точно утверждать. Основная их изюминка заключалась в использовании графики со Спекки, что, конечно, придавало им эффектности, но нисколько, к сожалению, не прибавляло играбельности, поскольку число оригинальных игровых ситуаций в них было реализовано мало, что закономерно сказывалось на их занимательности; некоторый динамизм достигался почти исключительно использованием генератора случайных чисел для вычисления траекторий движения противников. С точки зрения программиста эти игры вызывали известный технологический интерес, поскольку в них была решена проблема наложения анимированных спрайтов на фон, пусть и с сохранением, как тогда казалось, неизбежного зла - их навязчивого мерцания. Конечно, так называемый "теневой" экран реализован не был, да и для ПК-01 это было невозможно из-за недостаточной вычислительной мощности, но всё равно обнадеживающий рост профессионального мастерства был налицо. И это действительно радовало, если принять во внимание то число игр, что фирма уже успела анонсировать к выпуску. Впустую, впрочем... И вот почему. Сейчас я довольно смутно, но всё-таки припоминаю, что кто-то мне тогда говорил, будто бы с этими играми братья Данюки чуть было сами не стали жертвами кидалова, поскольку хотели заказать их производство у стороннего разработчика, но столнулись с той проблемой, что того человека в этом начинании прежде всего и главным образом интересовала 100% предоплата без каких-либо твердых гарантий результата... Впрочем, все это довольно темная и сомнительная история. Если о чем и можно точно говорить в этом контексте, так это о том, что по заказу "Dvasoft" Алексей Мамонтов написал две логические игрушки - "Twins" и "Logic". В сборник своих игр (11 штук) он их впоследствии не включал. "Logic" стоит отметить за довольно изощренный по меркам "Львова" интерфейс: управление осуществлялось при помощи привычных нынешним пользователям Windows стрелочки и кнопочек.
Напоследок замечу, что, видимо, между братьями Данюка и братьями Мамонтовыми некоторое время существовало известное соперничество в области игроделания, творческая конкуренция, так сказать. Но положительных плодов это почти не дало, поскольку Данюки были слишком зациклены на получении вполне реальной прибыли от продажи своих игр. Ведь спрос на игры среди пользователей "Львова" всегда был велик, чего и следовало ожидать как для домашнего компьютера, а вот производителей всегда было мало, что и рождало солидный кредит доверия к любому продукту, гордо именовавшемуся, зачастую исключительно только по прихоти автора, "игровой программой". О качестве в таких условиях был велик соблазн вообще не задумываться. Как и о том, что будет после того, как такой кредит иссякнет. Ведь все равно "пипл хавает", как тогда провозгласил лозунг эпохи Богдан Титомир. Куй железо не отходя от кассы...
Завершу свой рассказ упоминаем информационного бюллетеня, издававшегося фирмой "Dvasoft". Что про него можно сказать? Таковой существовал. Распространялся "по подписке" (это когда тебе предлагалось наперед оплатить сразу несколько выпусков, которые фирма обещала после ежемесячно рассылать письмами). Как и всякий самиздат бюллетень готовился и печатался в домашних условиях на обычном матричном принтере. Я лично видел где-то три или четыре выпуска. Возможно, где-то в старых бумагах у меня даже сохранился один экземпляр. Если будет возможность, то постараюсь его отсканировать. О тираже и общем числе выпусков сказать ничего не могу. Как и о стоимости подписки.
Вот, в принципе, и все. Таковой сохранилась в моей памяти противоречивая деятельность фирмы "Dvasoft". Как и почти все в мире ПК "Львов", она осуществлялась сугубо на непрофессиональной основе, силами энтузиастов-любителей, однако имела ту отличительную особенность, что очень скоро была переориентирована с первоначально вроде бы сугубо созидательных целей на получение прибыли любыми средствами, в том числе и самыми гнусными и подлыми... Впрочем, в контексте нарождавшейся эпохи ничего удивительного в этом нет.
Совсем позабыл! Еще надо упомянуть, что мне попадался в Инете сайт об "Орионе-128", где деятельность братьев Данюков оценивалась чрезвычайно высоко, хотя ни слова не было сказано о ее конкретных результатах...
Но мы-то о таковых очень хорошо знаем. И поэтому братья Данюки навсегда останутся черным пятном в истории ПК-01 "Львов". Черного кобеля, как говорится, не отмоешь добела. И об этом никогда не стоит забывать.