Приобрели мы Львов, в конце 80х. Лет мне было 13-14, скорее всего это был или 88й, или 89. До того у меня уже был небольшой опыт, как пользования ПК (yamaha MSX и роботрон с cp/m, калькуляторы) так и программирования. Программирования на Basic. Мое юное воображение будоражили мысли научиться программировать по настоящему. Кто-то мне тогда сказал, что настоящие программы, пишутся исключительно на ассемблере. Постигать науку ассемблера и программирования вообще мне пришлось с ... в машинных кодов. Да, именно так. И ПК-01 Львов, можно так сказать, был именно тем ключом, который определил всю мою будущую профессиональную жизнь. Программирование, стало моей профессией. После года знакомства с этим ПК, подобно музыканту читающему с листа ноты, читал исходные коды программ, без дизассемблера. К слову именно опыт программирования калькуляторов был самый полезный.
Жил я в шахтерском, ныне почти вымершем и полуразрушенном городке, с названием Стаханов. Информации 0, литературы почти 0. Но был справочник соответствия кодов команд и их ассемблерной мнемоники. Преодолевать приходилось трудности, пытаясь понять из скудного материала, как же работает ПК и как писать такие чудесные игры, что я видел на MSX. Спустя время, у меня появился монитор к нему. Зеленого цвета
Подружить их удалось с трудом, монитор постоянно норовил моргать кадром. Но кое-как работать было можно.
Самые яркие впечатления были, это первые попытки создать движущийся спрайт. Помню подключал видеопамять, с 8000, писал туда и он таки задвигался, но почему-то со звуком, треском. Потом я это устранил, но если не ошибаюсь, проблема была в том, что бит звука там был где-то рядом с видео-пейджером. Или что-то вроде того.
Инструментом разработки, была программа монитор. Вот уже не помню, встроенная она была, или с ленты. Но спустя какое-то время, я знаю появилась программа монитор получше, с ленты, я перешел на нее. И тут возникла проблема. Серьезная проблема. Я не мог копировать эту программу. А лента изнашивалась. Защищена каким-то хитрым способом она была, так что скопировать простым копированием не удавалось. Отдельно о копировании, это было весело. Функции ПЗУ, я осваивал методом тыка в основном. Уже не помню их. В общем возникла идея, создать такую программу, которая позволяла бы делать копии нужных мне, в нужном количестве. Так родился fxcopy. Идея была в том, чтобы снимать с ленты, на низком уровне as is. С ошибками и паузами. И выплевывать обратно в таком же порядке. Сейчас это кажется простым, а тогда для меня это был верх возможностей. Программа на удивление оказалась эффективной. Писал я ее где-то полгода. Не меньше.
Еще была несложная игра. Называлась она Шахтер. Идея была взята из подмотренного игрового компьютера в центре города, кажется это был атари. Являла собою нечто среднее между болдердаш и сокобан. Уровней могло быть сколько угодно, они задавались матрицей объектов (о ценовых матрицах и наложениях, я тогда ничего не знал). Меня хватило на 3, потом интерес пропал. Была еще консольная игрушка. Она была на бейсике. Порт игры на калькуляторе.
Кажется о программировании это все. О распространении. В городе было два, или три ПК, мы познакомились через... Балку.
В Луганске, был радиорынок. Назывался Балка. Туда я и отнес эти свои проги. fxcopy вызвал у людей живой интерес. И об этой программе я потом слышал уже от других. Что было очень приятно. Наверное кто-то из программистов терял деньги, я их понимаю. Теперь. Однажды мне даже пришлось вернуться к ее доработке. Попросили, когда не удалось скопировать какую-то программу рассылаемую по почте из Зеленограда. Это было уже году в 90ом, или может быть даже позже.
Были в нашем городе ребята, которые подключили ко Львову дисковод. Но это было уже в 92ом, у меня были другие компьютеры и я поступил в Институт.
Интерес к этому ПК угас после приобретения совершенно малоизвестного, но как по мне, лучшего из восьмиразрядных компьютеров созданных в СССР. Речь об Арго. ФВ-6511 работавшем под CP/M80(M). Построенном на Zilog Z80 и в который даже можно было загрузить эмулятор ZX Spectrum. И проги на нем шли не хуже чем на оригинале. Это был более мощный "отец" ПК Юниор. Делали где-то в Донецке, или Днепропетровске. Но это совсем другая история.
Несмотря на опыт работы на других ПК, считаю что путь в жизнь, мне дал именно ПК-01 Львов. Может быть не последнее значение сыграли его ограниченные возможности. Что стимулировало интерес к программированию, не утопив его и время вокруг него в игровой процесс.