PC-01 Lviv

It is currently 29 Mar 2024, 16:59

Forum Games WEB Tape Loader Twitter RSS

All times are UTC+03:00




Post new topic  Reply to topic  [ 26 posts ]  Go to page 1 2 Next
Author Message
PostPosted: 15 Nov 2011, 02:09 
Offline
User avatar

Joined: 11 Aug 2008, 17:05
Posts: 1405
Location: Украина
Часть реплик были перенесы из темы "Линукс и иже с ним". По этой ссылке Вы можете сразу перейти к чтению мемуара Антона.
Quote:
Я, если честно, даже не знаю, куда копать. Мой "Львов" так никогда и не познакомился с дисководом :(
А могли бы Вы хотя бы чуть-чуть рассказать свою историю знакомства со "Львовом"? Сами что-нибудь писали под него? Или знавали кого-нибудь из интересных персонажей масштаба Мамонтова, Скачкова, Чистякова? Мы будем рады любой крупице информации. :)

_________________
Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 15 Nov 2011, 21:33 
Offline

Joined: 04 Sep 2008, 19:39
Posts: 131
Location: Владимир
Quote:
А могли бы Вы хотя бы чуть-чуть рассказать свою историю знакомства со "Львовом"? Сами что-нибудь писали под него? Или знавали кого-нибудь из интересных персонажей масштаба Мамонтова, Скачкова, Чистякова? Мы будем рады любой крупице информации. :)
Легко! :)

Что до моих программ — вряд ли их кто-то в итоге увидел. Завершено было следующее:
  • копировщик незащищённых, а также спустя рукава защищённых программ с удобным GUI (не помню, как назвал);
  • псевдооперационная система с панельным менеджером Ramdos Commander (идея "сдута" со Спектрума) — в память загружалось сразу несколько небольших игр, можно было запустить игру (она перемещалась в предназначенную ей область памяти), поиграть, нажать СБР+Ц (программа возвращалась туда, куда была загружена), вернуться в оболочку, выбрать другую игру... как-то так;
  • читалка спектрумовских экранных заставок с супероптимизированным кодом преобразования картинки в "львовский" битовый формат, подбором цветовой палитры, а ещё "тиснутой" из Exolon'а двухголосной музычкой, в отличие от оригинала дико фальшивящей (регистров маловато, частоты маловато, нельзя было подобрать величины задержек для более точного соответствия нот частотам).
Всё это богатство в 1993-м было отправлено в Ахтубинск некоему торговцу чужим софтом в обмен на кассету со свежайшими играми. Это даже не работа за еду, это нечто гораздо более бессмысленное )))
Кажется, до этого предлагал свои программы г-ну Тимошенко из Coman'а, но они тогда уже потихоньку уходили со "Львова" и мои творения их не заинтересовали.
Творения, увы, не сохранились.


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 16 Nov 2011, 01:16 
Offline
User avatar

Joined: 11 Aug 2008, 17:05
Posts: 1405
Location: Украина
Quote:
А ведь отличный текст! От парочки мест чуть было не прослезился - it's my life. Ох уж этот "cracked by"! ;)

Вы не будете возражать, если Zelya разместит этот замечательный документ эпохи на нашем форуме?
Quote:
[*]псевдооперационная система с панельным менеджером Ramdos Commander (идея "сдута" со Спектрума) — в память загружалось сразу несколько небольших игр, можно было запустить игру (она перемещалась в предназначенную ей область памяти), поиграть, нажать СБР+Ц (программа возвращалась туда, куда была загружена), вернуться в оболочку, выбрать другую игру... как-то так;
А игры были оригинальными разработками или подборкой стороннего софта, который смог ужиться в предложенных условиях?

p.s. И еще один вопрос. А почему о "Львове" и на сайте Intel'a?

_________________
Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 16 Nov 2011, 01:23 
Offline

Joined: 23 Oct 2011, 23:48
Posts: 197
Quote:
псевдооперационная система с панельным менеджером Ramdos Commander (идея "сдута" со Спектрума) — в память загружалось сразу несколько небольших игр, можно было запустить игру (она перемещалась в предназначенную ей область памяти), поиграть, нажать СБР+Ц (программа возвращалась туда, куда была загружена), вернуться в оболочку, выбрать другую игру... как-то так;
Почему у меня чувство, будто я это видел в реале?


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 16 Nov 2011, 20:06 
Offline

Joined: 04 Sep 2008, 19:39
Posts: 131
Location: Владимир
Quote:
Вы не будете возражать, если Zelya разместит этот замечательный документ эпохи на нашем форуме?
Буду за.
Quote:
А игры были оригинальными разработками или подборкой стороннего софта, который смог ужиться в предложенных условиях?
Подборкой. Главное требование — чтоб программа сама никуда не перемещалась и не портила память за своими пределами (стек и область системных переменных не в счёт), ну, и чтоб СБР+Ц не перехватывала. Кроме того, было API, позволяющее программе "свернуться", но для этого она должна была его поддерживать.
Quote:
И еще один вопрос. А почему о "Львове" и на сайте Intel'a?
Intel организовал конкурс, и тематика отлично подходила. Решил убить двух зайцев - и мемуары написать, и приз заполучить. С призом не свезло, а мемуары — вот они.


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 16 Nov 2011, 20:14 
Offline

Joined: 04 Sep 2008, 19:39
Posts: 131
Location: Владимир
Quote:
Почему у меня чувство, будто я это видел в реале?
А читалка спектрумовских картинок не встречалась? Вот её действительно жаль, оттачивал как лезвие.


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 16 Nov 2011, 23:19 
Offline
User avatar

Joined: 11 Aug 2008, 17:05
Posts: 1405
Location: Украина
Quote:
А читалка спектрумовских картинок не встречалась? Вот её действительно жаль, оттачивал как лезвие.
Лично я могу припомнить от силы три подобных продукта. Один был разработкой бр. Мамонтовых (работал с диском), еще один почти полностью позабылся, но точно тоже был харьковской разработкой (тоже с диском), а третий принадлежал мне - ZX-LOOK, был заточен под Z80, работал с магнитофоном. Больше ничего не припомню. Хотя был еще графический редактор ZXGRAF, который умел читать спектрумовские файлы с ленты.

Жаль, что Ваш продукт был тогда недоступен. Спектрумовская графика была так заманчива, а считать ее на ПК-01 было невозможно. Оставалось только облизываться и зажигать пиксели в Picasso. :)

А что значит "супероптимизированным кодом преобразования картинки"? И как тянули музыку из Exolon? ;)

_________________
Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 17 Nov 2011, 00:07 
Offline

Joined: 04 Sep 2008, 19:39
Posts: 131
Location: Владимир
Quote:
Лично я могу припомнить от силы три подобных продукта.
Не, это всё не моё :) ZXGRAF тоже.
Читал с ленты.
Quote:
А что значит "супероптимизированным кодом преобразования картинки"?
Преобразование выполнялось очень быстро, оптимизировал код на бумажке, сидя на скучных гуманитарных лекциях, пока не исчерпал все способы. Упс... если были лекции, то это не 93-й, а 94-й год, и Coman уже совсем свернулся, понятно, почему не удалось запродать программки.
Quote:
И как тянули музыку из Exolon? ;)
Насколько помню, там ничего особо сложного не было: просто одновременно в цикле прокручивались изменения сигнала для двух нот, а на динамик выводилось значение логической функции сигналов (OR, AND, XOR — не помню), а возможно, тупо при каждом переходе каждого сигнала дёргался динамик. В оригинале на Z80 в цикле для ведения нот использовалась смена наборов регистров, а на 580ВМ80 пришлось задействовать память, что серьёзно снизило скорость выполнения программы и загрубило нотные частоты.


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 17 Nov 2011, 00:17 
Offline

Joined: 04 Sep 2008, 19:39
Posts: 131
Location: Владимир
Quote:
И как тянули музыку из Exolon? ;)
Отвечу и на незаданный вопрос: "А нафига в графической утилите музыка?" Ответ прост. Для создания спектрумовского настроения. Хотелось сделать всё красиво. Звучала она только после загрузки.


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 17 Nov 2011, 00:24 
Offline
User avatar

Joined: 11 Aug 2008, 17:05
Posts: 1405
Location: Украина
Quote:
В оригинале на Z80 в цикле для ведения нот использовалась смена наборов регистров, а на 580ВМ80 пришлось задействовать память, что серьёзно снизило скорость выполнения программы и загрубило нотные частоты.
Я так чувствую, Вы и "Спектруму" в свое время уделили должное внимание. Признавайтесь, что успели накодить?

_________________
Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 17 Nov 2011, 00:35 
Offline

Joined: 04 Sep 2008, 19:39
Posts: 131
Location: Владимир
Quote:
Признавайтесь, что успели накодить?
На ассемблер Z80 у меня была такая же немотивированная эстетическая аллергия, как сейчас на C++. Да и самого Спектрума не было. Поэтому не накодил ровным счётом ничего. Помню, только в гостях у товарища какую-то шутку на коленке прямо в машинных кодах накодил для изменения голоса, звонили по рандомным номерам, развлекались, умеренно хулиганили, определителей номера ни у кого не было. Эх, детство... )))


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 17 Nov 2011, 00:48 
Offline
User avatar

Joined: 11 Aug 2008, 17:05
Posts: 1405
Location: Украина
Quote:
Quote:
Признавайтесь, что успели накодить?
На ассемблер Z80 у меня была такая же немотивированная эстетическая аллергия, как сейчас на C++. Да и самого Спектрума не было. Поэтому не накодил ровным счётом ничего. Помню, только в гостях у товарища какую-то шутку на коленке прямо в машинных кодах накодил для изменения голоса, звонили по рандомным номерам, развлекались, умеренно хулиганили, определителей номера ни у кого не было. Эх, детство... )))
Хулюган!!! :))))))))))))))
А мне наоборот больше нравился ассемблер Z80. Логичнее он, проще для запоминания. Как-то так. Но на вкус и цвет, как известно, все фломастеры разные.

А такой вот вопросик. Чей софт для "Львова" для Вас наиболее ценен и чем? Были такие имена?

_________________
Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 17 Nov 2011, 01:14 
Offline

Joined: 04 Sep 2008, 19:39
Posts: 131
Location: Владимир
Quote:
Но на вкус и цвет, как известно, все фломастеры разные.
Так вот, я и говорю: аллергия немотивированная :)
Quote:
Чей софт для "Львова" для Вас наиболее ценен и чем? Были такие имена?
Я писал программы в текстовом редакторе "Samara". Вроде бы, там был скрещенный уж с ежом: редактор + ассемблер. Мнемонический редактор-ассемблер Сергея Текотева не прижился ввиду мнемоничности, зато прижился его же "Монитор+", в нём отлаживался. Игры не писал, да и не играл в них почти. Особо запомнились "Космические призраки", "Squash" Чистякова, его же "Аэрокобра", ну, и поздние работы Мамонтовых, конечно. Поделия Coman'а разочаровывали, кроме "Cheese".


Top
   
PostPosted: 21 Nov 2011, 01:11 
Offline
User avatar

Joined: 11 Aug 2008, 17:05
Posts: 1405
Location: Украина
Предуведомление.
В отличие от оригинала из текста были удалены все иллюстрации и ссылки. Материал размещен с согласия автора. :)

Оригинал

В этом году мой первый компьютер, будь он не компьютер, а человек, отметил бы своё совершеннолетие. Сойдя с конвейера Львовского производственного объединения им. В.И. Ленина, немыслимо извилистыми путями советской логистики он добрался до магазина «Культтовары» провинциального российского городка, где и был выменян отцом на полторы своих зарплаты, поскольку на тот момент наличие денег и способность купить что-то полезное были двумя большими одесскими разницами. Итак, знакомьтесь: «Львов ПК-01».

Компьютер «с порога» напомнил главный принцип советской электроники: «Купил — доработал — пользуйся!» Дорабатывать пришлось телевизор, не обладающий семиштырьковым видеовходом. Строго говоря, им не обладал ни один из когда-либо выпускавшихся телевизоров, что ничуть не помешало студентам и аспирантам Львовского политеха под руководством доцента В.Я. Пуйды сделать его именно таким.

Следующим шагом на пути к компьютерной грамотности стало обучение священной технологии подкрутки магнитной головки и протирки её спиртом — это помогло загрузить обе программы на бейсике, поставляемые с компьютером. До появления «Львова» магнитофон использовался исключительно как звуковое устройство; «миражи» и «кармэны» через интерфейс «уши» в голову загружались и так, безо всяких там подкруток и протирок.

Первой программой был «Бейсик-тест» — он рисовал всякие картинки, сыпал непонятными числами, мигал экраном и в конце сообщал, что компьютер исправен. Это действовало успокаивающе.

Вторая и последняя программа — игра «Ракета». Вместо того, чтоб написать её на ассемблере, разработчики подогнули знакогенератор — «львовский» бейсик не умел гонять по экрану спрайты. Это «что-то», которое «лучше, чем ничего», захватило на неделю, а потом, не ожидая появления других программ, я сам взял в руки описание языка «бейсик»…

Бейсик увлёк на полгода. Адаптация «быков и коров», а также прочей классики из книг и радиожурналов прервалась появлением в городе кассеты с ассемблерными играми. Шок и дикий восторг. «А что, у этой машины, кроме первой есть и другие передачи?..»

Компьютер открыл дверь, за которой оказалось много нового, непривычного, сложного. Кооперативы, тиражирующие программы. Почта России, ломающая не только футляр, но и корпус кассеты. Отвёртка, ватка, спирт. Скромные барыши юного пирата (да, стыдно). Обучение программированию школьного учителя информатики (ну, здравствуй, оператор «цырцле»!)…

Книга Сергея Текотева «От бейсика к ассемблеру». Первая компиляция. Бесконечные жизни в играх. Свой копировщик. Своя почти-операционная система. Подписывание программ «cracked by…», поскольку, как тогда казалось, именно так и обозначается авторство. Тетради с кусками кода и спрайтами для игр, которые, увы, никогда не будут написаны. Тотальное неумение, в отличие от сверстников, курить и пить водку — не до этого. Поступление в политех на «ЭВМ, комплексы, системы и сети». Первые успехи в курении табака и распитии водки :)

С проникновением на рынок серьёзных персоналок «Львов» умер, пав жертвой цепной реакции: пользователи уходят с платформы, падают продажи, с платформы уходят и разработчики — и так по кругу. Энтузиасты продолжали ваять отличные игры, кто-то подключал дисковод и устанавливал Z80, но это были попытки реанимации безнадёжного больного. Моей же «последней ласточкой» стала «читалка» спектрумовских экранных заставок…

Нет, не последней! Потом было создание эмулятора, интервью с Сергеем Текотевым по «электронке», консультирование собратьев-эмуляторщиков, сайт, посвящённый «Львову», благодарности ностальгирующих в «гостевой». Впереди — возвращение к жизни восемнадцатилетнего «старичка» с «ослепшим» ПЗУ, извлечённого из пыльных недр гаража.

«Ради чего?» — спросите вы. Да, «Львов ПК-01» — это не ракета-носитель «Восток» и не первая атомная электростанция. Он вообще не первый. Но для кого-то, как для меня, он стал тем компасом, который указал верную дорогу, позволил не ошибиться с профессией. Поэтому — спасибо тем, кто его создал — со всеми его недостатками и причудами. Без них было бы гораздо скучнее.

p.s.
Настоятельно рекомендуем посетить сайт автора - lvovpc.xost.ru, где можно отыскать упоминаемые в тексте материалы.

_________________
Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse


Top
   
 Post subject:
PostPosted: 21 Nov 2011, 01:25 
Offline

Joined: 23 Oct 2011, 23:48
Posts: 197
Класс! :)


Top
   
Display posts from previous:  Sort by  
Post new topic  Reply to topic  [ 26 posts ]  Go to page 1 2 Next

Forum Games WEB Tape Loader Twitter RSS

All times are UTC+03:00


Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 2 guests


You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot post attachments in this forum

Search for:
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Limited